Правила и положения о железнодорожных перевозоках на территории России

Общие положения

Заказчик услуг по перевозке может загрузить вагон или грузовой контейнер в полном объеме, или оформить доставку небольшими партиями согласно маршруту. Собственник груза имеет право отказаться от частей состава, вагонов и грузо контейнеров, которые не подходят для перевозки веществ, изделий, материалов клиента, загрязнены от предыдущих перевозок, не подходят по выдвинутым параметрам или не функционируют.

Обязанности и ответственность грузоперевозчика

  • Компания по отправке груза, не позднее чем за 2 часа, оповещает заказчика о времени прибытия железнодорожного транспорта на погрузку;
  • Перевозчик регистрирует в журнале оповещений факт прибытия состава;
  • При отклонении во времени движения по маршруту, составляется акт о задержке;
  • Услуга может не предоставляться, если клиент не произвел оплату грузоперевозок;
  • Ответственность и проверку готовности к эксплуатации транспортного средства несет исполнитель;
  • Подаются под загрузку технически исправные поезда, без загрязнений, следов ранее транспортируемых товаров;
  • Для транзитов подаются подвижные составы, которые подходят по габаритам, соответствуют назначению для транспортировки разных типов, видов багажа.

Грузоотправитель обязан

  • Совершить погрузку грузобагажа либо предоставить свой груз в указанное в договоре время, с максимально возможной задержкой 2 часа. Простой сверх 120 минут и задержка частей поезда по вине клиента изымается с заказчика.
  • Обеспечить пожарную безопасность отправляемых товаров и железнодорожному передвижению груза.
  • Исключить возможность ущерба экологии, окружающей среде.
  • Предотвратить возможное влияние и воздействие на исправность, работу и конструкцию перевозящего транспорта.
  • Соблюдать маркировку, наносить специальные символы на упаковки, тару, хрупкие грузы. По договорному согласованию специализированные символы имеет право нанести представитель грузоперевозчика.
  • На кузове контейнера и цистернах, которые перевозят опасные вещества, обязаны быть отличительные знаки, необходимые калибровки.

Транспортировка в грузовых специальных контейнерах

Нижеприведенные правила приведены и разработаны на основе и согласно законодательной базы Российской Федерации. А именно Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, четко описывает в ст. 170 ст. 3 от 10.01.2003 г. Федерального закона № 18-Ф3 «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» Правила регулируют и оговаривают условия железнодорожного транзита грузобагажа, включая опасные, скоропортящиеся разно габаритные материалы в специально предназначенных контейнерах, следующих в одном сообщении или при использовании более одного сообщения и нескольких стран для движения. Международное сообщение по дорогам разных государств по перевозке в спецконтейнерах подчиняется правилам в международных договорах России.

Специализированный контейнер – единица оборудования транспорта для многократного применения, предназначенная для транспортировки без временных перегрузок, имеет специальную конструкцию. В таких емкостях доставляются сыпучие, жидкие, газообразные вещества, например, продукты, удобрения, топливо и другие грузы, имеющие определенные физико-химические свойства.

Для транзита некоторых товаров, например сыпучих и жидких продуктов универсальные контейнеры могут просто преобразовать в специальные (возможно вставить и закрепить к стенкам эластичный вкладыш).

Основными нормативно-правовыми документами о перевозке опасных грузов в спецконтейнерах являются Правила Российской Федерации о грузоперевозке, принятые на 15 заседании Совета по железнодорожному транспорту, также регламентируются настоящим порядком правил. Непосредственно виды спецконтейнеров должны соответствовать признанным в мире стандартам ISO.

Подразделения специализированных контейнеров

Грузовые контейнеры имеют постоянные параметры, высокую прочность и применяются многократно. Специальные конструкции дают возможность совершать как мономодальные перевозки (использовать один вид транспорта), так и мультимодальные, применяя более одного вида транспорта. В спецконтейнерах есть оборудование благодаря которому упрощается процесс погрузки или передачи с одного подвижного состава на другой.

Контейнеры, которые транспортируются на любом виде подвижного транспорта по своей массе имеют ранги по фиксированно й величине брутто, регламентированные международной организацией по стандартам:
Малотоннажные – это контейнеры с предельной массой ниже чем 2,5 тонны;
Среднетоннажные – это диапазон от 2,5 до 10 тонн;
Крупнотоннажные – масса брутто выше 10 тонн.
Часто используемые в перевозках контейнеры имеет ширину восемь футов – это равно 2,438 м. Распространенная высота контейнеров 9 и 9,5 футов, а в целом стандарт от 8 до 9,5. Обычная, не специфичная длина таких емкостей 10, 20, 30 или 40 футов.

По своему специальному назначению подразделение контейнеры существует на специальные и универсальные:
Универсальные – это общее определение, которое включает в себя контейнеры, используемые для стандартизированных грузов, при транзите на подвижном составе;
Специальные – не совпадают по параметрам и конструкциям с универсальными.

Универсальные контейнеры по суммарной массе груза и прибавленной массой оболочки, перевозимые любым железнодорожным составом подразделяются на 2 вида. Первый – это среднетоннажные. Весом от 3 до 5 тонн. Наружные размеры, совпадают с внешними габаритами универсальных контейнеров, точно такой же категории по массе брутто. Характеристика таких емкостей для спецперевозок должна соответствовать трем параметрам, а именно:

  • Конструкция обеспечивает сохранность и надежный транзит, подъем, складировании, размещении;
  • Они оснащены погрузочно-разгрузочным механизмом;
  • В пути следования не нуждаются в индивидуальном обслуживании.

Второй вид универсальных контейнеров – это крупнотоннажные (3 — 5 т). Их внешние размеры соответствуют наружным у универсальных контейнеров с той же тоннажностью.

Характеристики крупнотонажжных контейнеров соответствующей массы брутто:

  • Конструкция обеспечивает безопасность транзита, размещения и подъема;
  • оснащены погрузочно-разгрузочным механизмом;
  • В пути своего следования не нуждаются в индивидуальном обслуживании.

Порядок доставки в рефрижераторных контейнерах и цистернах, которые имеют механический компрессор или другое холодильное оборудование регулируется в правилах железнодорожной транспортировки скоропортящихся продуктов и материалов.

Сертификация и маркировка

Для перевозки любых товаров в специлизированных грузоконтейнерах со средней тоннажностью, которые по параметрам совпадают с универсальными, в наличии долженн быть выданный сертификат, соответствующий требованиям международных стандартов ISO.

Специализированный контейнер с крупной тоннажностью обязан соответствовать параметрам Международной конвенции по безопасным контейнерам. Этот факт необходимо подтвердить, разместив табличку КБК, это следующая, после третьей строка этой таблички четко регламентирует предельную массу контейнера брутто.

Если крупнотонажжный груз в специлизированном контейнере следует по международному маршруту, то на борту крепиться табличка про соответствие Таможенной конвенции (КТК).

Без вышеописанных табличек в Российской Федерации недопускаются емкости крупного тоннажа к перевозке груз. За пределами России, права допуска уполномочены выдавать соответствующие организации.

При предоставлении товаров к погрузке/разгрузке заказчик доставки имеет право попросить сертификат соответствия спецконтейнера или свидетельство соответствия на крупный тоннаж у владельца контейнера или представителя перевозчика.

Нанесение маркировки на специализированные контейнеры имеет свою структуру. Согласно требований и правил перевозки маркируются все контейнеры. Обязательно наносятся:

  • Наименование владельца, сокращенно;
  • Короткое названия производителя и предприятия, товарный знак;
  • Дополнительная маркировка, предусмотренная при изготовлении контейнера.

За достоверность маркировки ответственность ложиться на грузоотправителя. Передвижные составы не подаются и не отправляютя без всей необходимой спецификации. К отправке принимаются как груженные, так и порожние специализированные контенеры. Те контейнеры, которые не соответствуют параметрам универсальных, отправляются небольшими отправками, или индивидуально повагонно.

На борту контейнера крепится трафарет с указанием массы тары самого контейнера, а также разрешенной массой брутто. Товар для погрузки не может превышать дельту между брутто и тарой контейнера.

Оформление накладных

Правила перевозки грузов в универсальных контейнерах описывают составление транспортной железнодорожной накладной, как заполнять и какие формы использовать при железнодорожных грузоперевозках. Две заглавные буквы «СК» должны присутствовать в графе, где указанна «Отметка о спецконтейнере».

Также согласно правилам перевозки в стандартных контейнерах, описаны детали по отправлению грузобагажа в партии контейнерной доставки с мест общего и не общего пользования, которые зарегистрированны в одной накладной.

В заполнении накладной для повагонного транзита необходимо предусматривать нюнсы маркировки. Правила про железнодорожный транспорт и перевозку грузов предусматривают повагонную доставку, но в наклодной необходимо отметить

  • количество мест – число спецконтейнеров;
  • упаковка – нужно обозначить тип контейнера «СК»;
  • итого масса нетто – указывается сумма массы брутто всех контейнеров;
  • графа «способ определения массы». Указывается рассчитанный вес груза.

Вес груза определяет грузоотправитель и может рассчитываться несколькими путями, а именно:

  • Взвешивания всего объема, предъявленного к отправке на весах (вагонных, элеваторных);
  • По трафарету. Вычислется сумма масс, которые указываются на каждом отдельном грузовом месте;
  • По стандарту. Умножаем стандартный вес одного грузоместа на то, что значится в графе «количество мест»;
  • Расчетным путем. Удобно и актуально если перевозится типовой товар, в котором стандартная масса штуки или указан вес погонного метра. Умножается количество на вес.
  • Обмером. Если багаж относительно не тяжелый, или заполнена только часть вагона и кузова. Необходимо вычислить объемную массу.

Каким из перечисленных способов вычислялась цифра общей массы обязательно отмечается в графе транспортного накладного акта. Для стандартных производимых расчетов выбирают параметры контейнера длиной 20 футов, грузоподъемность которого 18 тонн либо 40-футового контейнера, который в своей маркировке обозначен «IA» и способен поднять на борт 26 тонн.

Если выбрана мелкая отправка, то индивидуально заполняется накладная на каждый из специализированных контейнеров. Форма заполнения документов должно четко совпадать с описанными правилами перевозки на железной дороге грузов мелкой отправки.

Погрузка/загрузка, прием и выдача в необходимых пунктах багажа и товара в/из специализированных (универсальных) или же нестандартных (неуниверсальных) контейнерах осуществляется согласно правилам перевозок на жд.

Прежде чем начать погрузку в любой контейнер, он должен пройти технический осмотр. Проверяются и при необходимости устраняются любые загрязнения от предыдущей транспортировке, контролируется исправность и годность осматриваемого контейнера. Составляется акт о приеме и сдаче контейнера. Такой документ действителен только с отметками о годности и визами сотрудников перевозчика, владельца и поставщика услуг по перемещению

В зависимости от технических условий, вариантов крепления, условий размещения, происходит погрузка и крепеж спецконтейнеров.

Все погруженные контейнеры, регистрируются и приписываются к пунктам погрузки опломбируются специальным запорным устройством. (Запорно-пломбировочное, сокращенно ЗПУ). Пломба ставиться также и на порожние контейнеры. Поставщик услуг по перевозке и отправитель определяют нормы по количеству пломб и место крепления на всех типах контейнеров.

Описание сокращений и аббревиатур, используемых для классификации контейнеров:

DC(Dry Cube), GP (General Purpose) и DV (Dry Van) — разные обозначения стандартных универсальных контейнеров, тип 1СС или 1АА, также их называют сухогрузные контейнеры.
HC(High Cube) — такой же как DC, но высокий контейнер или контейнер увеличенного объема, тип 1ССС либо 1ААА.
PW(Pallet Wide) — универсальный контейнер, но чуть шире стандартного, т.е. палетной ширины. Габаритная ширина такого контейнера 2500 мм, внутри по ширине помещаются два европоддона.
OT(Open Top) — специализированный контейнер, у которого съемные: крыша из брезентового тента и верхняя торцевая балка над дверями.
HT(Hard Top) — то же, что ОТ контейнер, но со съемной металлической крышей.
UP(Upgraded) — контейнер повышенной прочности и увеличенной грузоподъемности.
FR(Flat Rack) и PL (Platform) — контейнер-платформа.
SB(Swap Bodies) — автомобильный контейнер.
Tank containers — контейнер-цистерна.