четырехшариковая машина трения
Испытательное устройство состоит из одного подвижного и трех неподвижных шариков, привода, а также рычага приложения нагрузки, к которому подвешиваются пробные грузы. Материал шариков и их диаметр (12,700 мм) стандартизированы. Неподвижные шарики зажаты держателем в форме чаши. В чашу держателя заливают испытуемый смазочный материал (10 мл) до такого уровня, чтобы он полностью покрыл неподвижные шарики. Над чашей вертикально установлен контрольный шпиндель, который приводится в движение электродвигателем и вращается с частотой 1450 об./мин.
Порядок и результат испытания
При испытании смазочного материала вначале прикладывают нагрузку, которая предположительно соответствует критической нагрузке. При отсутствии данных приблизительное значение критической нагрузки определяют в предварительных экспериментах. Испытание на машине трения длится 1 минуту, если только оно не прерывается из-за сваривания шариков. Если сваривание не наступает, опыт повторяют с новыми шариками и новой порцией смазочного материала, повышая нагрузку.
Максимальная нагрузка, при которой не наблюдается сваривания, называется максимально допустимой, критической нагрузкой, а нагрузка в момент наступления сваривания – нагрузкой сваривания. Оба полученных значения должны быть подтверждены повторными экспериментами.
Результат испытания на четырехшариковой машине трения дается в виде значения нагрузки сваривания VKA или что то же самое, значения VKA по стандарту DIN 51 350. Если, например, для смазывающего вещества приведено значение VKA 2400 Н, это соответствует нагрузке, при которой впервые произошло сваривание шариков. Если определяемое значение оказалось ниже 2000 Н, указывают просто: нагрузка сваривания на VKA, определенная по стандарту DIN 51 350, лежит ниже 2000 Н.
Прикладывая сравнительно невысокую нагрузку, например, 150 Н, подвижный шарик вращают на неподвижных шариках в течение часа. После этого оценивают размеры пятен износа, которые проявляются в виде сферической выемки на трех неподвижных шариках. Находят и указывают средний диаметр пятна износа – скажем, 0,26 мм.