Действительно, в марте Ростуризм субсидировал порядка 700 млн рублей в рамках грантовых программ поддержки туристического бизнеса в 2022 году, в том числе и по созданию автокемпингов. При вложении денег от 30% стоимости предприниматели могли получить до 4,65 млн рублей на проект. В апреле к этому добавили 4 млрд рублей на строительство в России модульных отелей на 2,5 тыс. номеров. Это позволит субсидировать строительство до 50 новых модульных отелей емкостью до 50-70 мест. Рентабельность модульных объектов выглядит неплохо, поскольку вложения в них меньше, в сравнении с капитальным строительством.
Несмотря на то, что это модульный отель, речь идет о многолетнем использовании. Если клиентов будет недостаточно для безубыточной круглогодичной работы, в «низкий сезон» отель можно будет разобрать на зиму, и собрать к сезону опять.
Среди негативных факторов влияния на рынок отелей, как модульных, так и стационарных, я бы отметил удорожание строительства. Выросла на 10-15% стоимость готовой продукции, на 7-8% — сырья. Логистические цепочки перенастроились на азиатские маршруты, и поставки импортных товаров занимают больше времени, что увеличивает длительность, а значит и стоимость строительства, логистики. Не забываем, что стоимость заимствований увеличилась — ушли дешевые западные деньги, увеличилась процентная ставка ЦБ РФ. Среди позитивных факторов — заинтересованность и поддержка со стороны властей, а спрос со стороны населения значительно превосходит имеющееся предложение. Также международная ситуация способствовала возврату в страну части капиталов, которую россияне размещали на Западе, и свободные средства еще остались у многих инвесторов. Это очевидно по всплеску инвестиций в недвижимость всех форматов.